«Авторианский» / Энциклопедия / Танки / Pz.Kpfw.IV Ausf.A
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Pz.Kpfw.IV Ausf.A (Sd.Kfz.161)

Pz.Kpfw.IV Ausf.A
Схема танка Pz.IVA, воевавшего в 1939 году в Польше.

Pz.Kpfw.IV Ausf.A
Рисунок танка Pz.IIIA.

Pz.Kpfw.IV Ausf.A
Минуты гордости.

Характеристики

Год выпуска 1937 год
Всего произведено 35
Масса 18,4 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 2,65 м
Ширина 2,9 м
Длина 5,7 м
Вооружение
Пушечное 75-мм KwK 37 L/24 (122 снаряда)
Пулеметное 3×7,92-мм MG 34 (3000 патронов)
Бронирование
Лоб 15 мм 
Борт 15 мм 
Корма 15 мм 
Крыша 11 мм
Днище 5 мм
Ходовые характеристики
Двигатель Maybach HL 108 TR
Мощность 250 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 25,9 км/ч;
по бездорожью — 16 км/ч
Запас хода по дороге — 150 км;
по бездорожью — 100 км
Давление на грунт 0,65 кг/см2

Описание

Проект Pz.IV разрабатывался в рамках требований к машине 18-тонного класса, предназначенной для командиров танковых батальонов. Отсюда и его первоначальное название Bataillonsfuh-rerwagen — BW.

BW отличался широким корпусом и большим диаметром башенного погона. Новый танк предполагалось вооружить крупнокалиберным орудием и двумя пулеметами. Компоновка закладывалась классическая — однобашенная, с традиционным для немецкого танкостроения передним расположением трансмиссии.

Проектированием BW занимались фирмы Rheinmetall-Borsig AG в Дюссельдорфе и Friedrich Krupp AG в Эссене. Свои проекты представили фирмы Daimler-Benz и MAN. Все варианты, за исключением рейнметалловского, имели ходовую часть с шахматным расположением опорных катков большого диаметра, разработанную инженером Е. Книпкампом.

Заказ на производство танка 7,5-cm Geschutz-Panzerwagen (Vs.Kfz.618) — «бронированная машина с 75-мм пушкой (экспериментальный образец 618)» — в 1935 году получила фирма Krupp. В апреле 1936 года название было изменено на Panzerkampfwagen IV (сокращенно Pz.Kpfw.lV, часто встречается Panzer IV, и совсем краткое — Pz.lV). По сквозной системе обозначений подвижных средств вермахта танк имел индекс Sd.Kfz.161.

Несколько машин нулевой серии были изготовлены в цехах крупповского завода в Эссене, но в октябре 1937 года производство перенесли на завод Krupp-Gruson AG в Магдебурге, где начался выпуск машин модификации А.

Танк оснащался 12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. при 3000 об/мин и пятискоростной механической коробкой передач типа Zahnradfabrik ZF SFG75. Двигатель был расположен несимметрично, ближе к правому борту корпуса. Ходовая часть состояла из восьми сдвоенных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах, четырех поддерживающих катков, ведущего колеса переднего расположения и направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы.

Характерными чертами машин модификации А стали командирская башенка цилиндрической формы с шестью смотровыми щелями и курсовой пулемет в шаровой установке в ломаном лобовом листе корпуса. Башня танка была смещена влево от его продольной оси на 51,7 мм, что объяснялось внутренней компоновкой механизма поворота башни, включавшего в себя двухтактный бензиновый двигатель, генератор и электромотор. До марта 1938 года заводские цеха покинули 35 танков модификации А.

Вернуться к оглавлению раздела о танках