«Авторианский» / Энциклопедия / Танки / Pz.I (Sd.Kfz.101) | ||||
Преодоление препятствия. Макет танкетки Panzer I. Командирский «танк». |
Характеристики
ОписаниеВ 1933 году управление вооружений сухопутных войск предложило пяти фирмам («Крупп», «Хеншель», МАН, «Крупп-Грузон» и «Даймлер-Бенц») разработать проект 5-тонной танкетки. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 года (без вооружения) поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов и обкатки в войсках предпочтение отдали «крупповскому» образцу, который создали инженеры Ходельлох и Вольферт. Выпускавшиеся серийно с июля 1934-го по 1936 год Pz. Kpfw. I Ausf. A комплектовались 57-сильными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Крупп» М305. Силовая передача механическая, производства «Рейнметалл-Борзиг», с пятиступенчатой коробкой передач и бортовыми фрикционами в качестве механизмов поворота. Место водителя смещено влево от продольной оси по ходу движения. Низкая башня смещена соответственно вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток выполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков. Танк вооружался спаренной пулеметной установкой в смещенной к правому борту башне. Всего изготовили 818 Pz. Kpfw. I Ausf. A. В 1935 году в результате модернизации появился Pz. Kpfw. I Ausf. B. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы «Майбах», из-за чего повысилась скорость движения. Увеличили и длину корпуса ввели еще один каток и подняли ленивец. Танкетка «потяжелела», но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 года. На 1 сентября 1939 года в войсках имелось 1145 машин, а на 1 июня 1941-го их числилось 843. В 1942 году оставшиеся около 700 Pz. Kpfw. I наконец-то перевели в ранг чисто учебных и в боях использовали разве что против партизан. В 1935-1937 годах фирма «Даймлер-Бенц» построила 184 малых командирских танка Kl Pz Bf Wg I Ausf. B (Sd. Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса 5,9 т, экипаж 3 человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки. В 1936-1938 годах выпустили 164 легких ремонтно-эвакуационных машин Ber Pz I Ausf. B. Без башни, вооружения, и кранового оборудования их масса составляла 4,0 т. В экипаж помимо командира и водителя входили несколько ремонтников. В сентябре 1939 года 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов Mun Schl. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще по крайней мере три танка переделали в огнеметные машины Flammenwerfer auf Pz Kpfw I Ausf. A. |
Вернуться к оглавлению раздела о танках
Copyright © «EasyGet: Авторианский»
Электронная почта: dukonst@yandex.ru