«Авторианский» / Энциклопедия / Танки / Pz.I (Sd.Kfz.101)
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Pz.I (Sd.Kfz.101)

Pz.Kpfw.I
Преодоление препятствия.

Pz.Kpfw.I
Макет танкетки Panzer I.

Pz.Kpfw.I
Командирский «танк».

Характеристики

Год выпуска 1934 год
Всего произведено 1536
Масса 5,4 т
Экипаж 2 человека
Габариты
Высота 1,72 м
Ширина 2,06 м
Длина 4,02 м
Вооружение
Пушечное
Пулеметное 2×7,92-мм MG 13 (1525 патронов)
Бронирование
Лоб 13 мм 
Борт 13 мм 
Корма 13 мм 
Крыша 6 мм
Днище 6 мм
Ходовые характеристики
Двигатель Vierzylinder-Boxermotor Krupp M305
Мощность 57 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 32,2 км/ч;
по бездорожью — 8,4 км/ч
Запас хода по дороге — 145 км;
по бездорожью — 97 км
Давление на грунт 0,4 кг/см2

Описание

В 1933 году управление вооружений сухопутных войск предложило пяти фирмам («Крупп», «Хеншель», МАН, «Крупп-Грузон» и «Даймлер-Бенц») разработать проект 5-тонной танкетки. По три машины каждой фирмы с примерно одинаковыми параметрами (массой 3,5 т и скоростью 37 км/ч) весной 1934 года (без вооружения) поступили в учебные подразделения. После сравнительной оценки проектов и обкатки в войсках предпочтение отдали «крупповскому» образцу, который создали инженеры Ходельлох и Вольферт.

Выпускавшиеся серийно с июля 1934-го по 1936 год Pz. Kpfw. I Ausf. A комплектовались 57-сильными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения «Крупп» М305. Силовая передача механическая, производства «Рейнметалл-Борзиг», с пятиступенчатой коробкой передач и бортовыми фрикционами в качестве механизмов поворота. Место водителя смещено влево от продольной оси по ходу движения. Низкая башня смещена соответственно вправо. Эта модификация имела смешанную подвеску ходовой части — передний каток на индивидуальном узле со спиральной пружиной, остальные блокировались попарно с листовыми четвертьэллиптическими рессорами. Задний каток выполнял роль ленивца. Отличительной особенностью являлась балка жесткости, соединяющая обе тележки катков.

Танк вооружался спаренной пулеметной установкой в смещенной к правому борту башне. Всего изготовили 818 Pz. Kpfw. I Ausf. A.

В 1935 году в результате модернизации появился Pz. Kpfw. I Ausf. B. На нем установили более мощный шестицилиндровый мотор фирмы «Майбах», из-за чего повысилась скорость движения. Увеличили и длину корпуса — ввели еще один каток и подняли ленивец. Танкетка «потяжелела», но бронирование и вооружение остались прежними. Эти машины выпускались до июня 1937-го (всего 675 единиц), а строительство шасси продолжалось до 1941 года.

На 1 сентября 1939 года в войсках имелось 1145 машин, а на 1 июня 1941-го их числилось 843. В 1942 году оставшиеся около 700 Pz. Kpfw. I наконец-то перевели в ранг чисто учебных и в боях использовали разве что против партизан.

В 1935-1937 годах фирма «Даймлер-Бенц» построила 184 малых командирских танка Kl Pz Bf Wg I Ausf. B (Sd. Kfz 265). Вместо башни они имели вместительную рубку с пулеметом в шаровой установке. Боевая масса — 5,9 т, экипаж — 3 человека. Использовались командирами танковых рот, батальонов, полков и бригад. Придавались также подразделениям связи и артиллерийской разведки.

В 1936-1938 годах выпустили 164 легких ремонтно-эвакуационных машин Ber Pz I Ausf. B. Без башни, вооружения, и кранового оборудования их масса составляла 4,0 т. В экипаж помимо командира и водителя входили несколько ремонтников. В сентябре 1939 года 51 танк переделали в транспортеры боеприпасов Mun Schl. Башню сняли, а отверстие под нее закрыли броневым листом. Со временем обе модификации стали базовыми (после переделки) и для некоторых образцов самоходных установок. И еще по крайней мере три танка переделали в огнеметные машины — Flammenwerfer auf Pz Kpfw I Ausf. A.

Вернуться к оглавлению раздела о танках