«Авторианский» / Энциклопедия / Техника / Транспортный трактор СТЗ-5
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Транспортный трактор СТЗ-5

СТЗ-5
Трактор СТЗ-5 буксирует на огневую позицию 122-мм гаубицу М-30. 1941 год.

СТЗ-5
СТЗ-5 поздних выпусков на сдаточной площадке Сталинградского тракторного завода. Весна 1942 года.

СТЗ-5
Опытный трактор СТЗ-НАТИ в варианте бензозаправщика.

СТЗ-5
СТЗ-5 с 85-мм зенитной пушкой 52К образца 1939 года на улице освобожденного Витебска. 1944 г.

СТЗ-5
BM-13-16 на базе Трактора СТЗ-5.

Характеристики

Год выпуска 1935 год
Всего произведено 9944
Масса 5840 кг
Экипаж 2 человека
Габариты
Высота 2,36 м
Ширина 1,85 м
Длина 4,15 м
Ходовые характеристики
Двигатель МА
Мощность 56 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 22 км/ч;
по бездорожью — ? км
Запас хода по дороге — 145 км;
по бездорожью — ? км

Описание

Когда в июле 1932 года на Сталинградском тракторном заводе, только что вышедшем на проектную мощность, началась под руководством В. Г. Станкевича разработка пахотного гусеничного трактора средней мощности (порядка 50 л. с.), сразу возникла идея сделать его универсальным — одновременно сельскохозяйственным, транспортным и тягачом, способным буксировать прицепы по бездорожью.

Разработка трактора под общим руководством В. Я. Слонимского (НАТИ) велась в течение двух лет на Сталинградском Тракторном Заводе объединенным КБ, куда входили заводские инженеры и прикомандированные к ним работники института.

В начале 1935 года была построена первая серия опытных образцов СТЗ-5. Эти машины, показанные 16 июля вместе с сельскохозяйственным трактором СТЗ-3 высшему руководству страны, получили полное одобрение. 10 декабря 1935 года два СТЗ-5, участвовавших в зимнем пробеге Сталинград — Москва, успешно продемонстрировали в Кремле. Обнаруженные во время испытаний недостатки транспортного трактора устранили к 1936 году.

В 1939 году специально для СТЗ-5 на Харьковском тракторном заводе был построен дизельный двигатель Д-8Т (транспортный) мощностью 58,5 л. с. при 1350 об/мин, рабочим объемом 6,876 л, со стартерным запуском (затем — с пусковым двигателем СТЗ). Но из-за присущих ему недостатков и технологических трудностей в производство он не пошел.

В 1937 году были выпущены первые 173 транспортных СТЗ-5, в 1938 — 136, в 1939 — 1256 и в 1940 году — 1274. В артиллерийских частях они буксировали артсистемы массой до 3400 кг, в том числе 76-мм полковые и дивизионные пушки, 122-мм и 152-мм гаубицы, а также 76-мм (позже и 85-мм) зенитные орудия. Скоро в РККА СТЗ-5 стал наиболее распространенным и доступным артиллерийским тягачом, успешно работавшим во всех климатических зонах СССР. Летом 1939 года машина проходила армейские испытания в районе города Медведь Новгородской области. Были определены параметры ее геометрической проходимости: ров — до 1 м, стенка — до 0,6 м, брод — до 0,8 м. Это же подтвердили испытания СТЗ-5, проведенные в 1939 — 1940 годах на НИБТ Полигоне ГАБТУ КА.

Выносливость тягача не вызывала сомнений — он дважды (в ноябре — декабре 1935 года и в марте — апреле 1939 года) совершал безостановочные пробеги Сталинград — Москва и обратно без поломок и недопустимых износов.

По состоянию на 1 января 1941 года в артиллерии Красной Армии эксплуатировалось 2839 тягачей СТЗ-5.

Несмотря на большие потери осенью 1941 года, другие заводы были вынуждены прекратить производство тягачей, поэтому вся тяжесть снабжения Красной Армии транспортными гусеничными машинами легла на Сталинградский тракторный, который с 22 июня до конца года произвел 3146 СТЗ-5; за 1942 год — 3359. Даже приближение противника к Сталинграду не остановило столь нужное армии производство, несмотря на то, что из-за разорванной войной кооперации с другими заводами СТЗ вынужден был делать все комплектующие изделия сам.

Всего Сталинградский завод изготовил 9944 таких машины.

Вернуться к оглавлению раздела о технике