«Авторианский» / Энциклопедия / Танки / Pz.Kpfw.VI «Tiger (P)»
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Pz.Kpfw.VI «Tiger (P)»

Pz.Kpfw.VI «Tiger (P)»
Tiger (P) во время испытаний в 1942 году.

Pz.Kpfw.VI «Tiger (P)»
Tiger (P) из schwere Heeres Panzerjager Abteilung 653.

Pz.Kpfw.VI «Tiger (P)»
На испытаниях.

Pz.Kpfw.VI «Tiger (P)»
Подготовка Tiger (P) к испытаниям.

Pz.Kpfw.VI «Tiger (P)»
Bergepanzer Tiger (P)

Характеристики

Год выпуска 1942 год
Всего произведено 5
Масса 57 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 2,80 м
Ширина 3,38 м
Длина 6,70 м
Вооружение
Пушечное 88-мм KwK 36 L/56 (64 снаряда)
Пулеметное 2×7,92-мм MG 34 (4350 патронов)
Бронирование
Лоб 100 мм 
Борт 60 мм 
Корма 80 мм
Крыша 20 мм
Днище 20 мм
Ходовые характеристики
Двигатель Porsche Typ 101
Мощность 320 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 20 км/ч;
по бездорожью — 8 км/ч
Запас хода по дороге — 80 км;
по бездорожью — 48 км
Давление на грунт 1,04 кг/см2

Описание

26 мая 1941 года Адольф Гитлер приказал Porsche и Henschel разработать прототипы тяжёлого танка. Компании Krupp было дано задание разработать башни как для прототипа Porsche, так и для прототипа Henschel. Henschel принял за основу для своего Tiger предыдущие прототипы VK3001(H) и VK3601(H), а Porsche воспользовался проектом VK3001(P)-Leopard.

Для ускорения создания нового прототипа VK4501(P) были взяты и модифицированы компоненты и шасси прошлого проекта Porsche — VK3001(P). Подвеска состояла из шести дорожных колёс без использования возвратных поддерживающих роликов. Бензиновый двигатель приводил в действие электрогенераторы, которые, в свою очередь, питали два электромотора, которые вращали ведущие колёса траков. Двигатель оказался с заводским браком, был отремонтирован, но так и остался ненадёжным. В то же время электрическая система использовала много меди, которая была стратегическим военным материалом. Приводное колесо располагалось сзади, вместо общепринятого переднего расположения. Электрическая трансмиссия была практически без изменений взята с прототипа VK3001(P). Бензино-электрическая схема привода имела множество проблем (например, возгорание двигателя), а её большой вес ограничивал проходимость Tiger (P) по бездорожью. На мягком грунте танк часто застревал и буксовал, и его приходилось вытаскивать с помощью эвакуационных машин.

19 апреля 1942 года оба прототипа (Porsche и Henschel) прибыли на железнодорожную станцию рядом с Растенбургом (Rastenburg) и затем отправились своим ходом в Растенбург. До города было 11 км, но обе машины за время марша успели сломаться по несколько раз. 20 апреля 1942 года прототипы были показаны Адольфу Гитлеру, который в это время находился в своём бункере Wolfschanse (в Восточной Пруссии). Испытания были назначены на июль, но уже предварительные тесты показали, что Tiger (P) очень далёк от идеала. Но из-за недостатка времени даже проведённая модернизация так и не помогла полностью избавиться от недостатков конструкции. Оба, и VK4501(P) и VK4501(H), были вооружены 88-мм орудием KwK 36 L/56 разработанным на основе зенитного орудия Flak 36 L/56 образца 1936 года.

Изначально Krupp разработал башню для прототипа Porsche, но затем она была модифицирована, и использовалась компанией Henschel для своего VK4501(H). Tiger (P) имел башню, установленную в передней позиции, что представляло неудобство и опасность при действии танка в стеснённом пространстве. В июле 1942 года оба прототипа были интенсивно испытаны в танковой школе в Berka, Германия. VK4501(P) испытаний не выдержал. Основной причиной проигрыша VK4501 Porsche стала слишком сложная система привода и управления, которая была склонна к частым поломкам и требовала длительного обслуживания. Porsche также высказал предложение вооружить в дальнейшем Tiger 150-мм орудием KwK L/37 или 100-мм L/70, но это так и не было реализовано.

В июле 1942 года прототип VK4501(H)-Henschel был принят и пошёл в производство. В июле 1942 года компанией Nibelungenwerke было изготовлено всего пять экземпляров Tiger (P), а в августе того же года его производство было полностью прекращено. Пять полностью собранных Tiger (P) были использованы в тренировочных целях на заводе в Доллершейме (Dollersheim), в Австрии. С августа по сентябрь 1943 года три из них были переделаны в восстановительные машины, под обозначением Bergepanzer Tiger (P).

Единственный из пяти Tiger (P) принял участие в боевых действиях как командирский танк в составе 653-го schwere Heeres Panzerjager Abteilung и воевал на Восточном фронте под командованием гауптмана Гриленберга (Hauptmann Grillenberg (№ 003)) в середине-конце 1944 года.

22 сентября 1942 года было принято решение об использовании 90 готовых шасси для производства тяжёлой самоходной установки/истребителя танков Ferdinand/Elephant. Приняв во внимание опыт уличных боёв в Сталинграде, 22 ноября 1942 года Гитлер разрешил изготовить один Rammtiger — машину по расчистке баррикад и завалов.

Porsche завершил разработку машины 7 декабря 1942 года, а 5 января 1943 года Адольф Гитлер решил, что три готовых шасси прототипа VK4501(P) должны быть модифицированы и переделаны в Rammtiger / Raumpanzer Tiger (P). Эта легковооружённая (пулемёт MG34) машина имела стандартный корпус VK4501(P) с установленной на нём надстройкой с сильнонаклоненными плоскостями с укреплённым спереди «плугом» (ploughshare). Наклонные плоскости надстройки были сделаны с тем расчётом, чтобы обломки конструкций свободно сваливались с машины. Была изготовлена только уменьшенная (1:10 или 1:15) модель такой машины.

Вернуться к оглавлению раздела о танках