«Авторианский» / Энциклопедия / Танки / Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Pz.Kpfw.VI «Tiger II» (Sd.Kfz.182)

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
Pz.Kpfw.VI «Tiger II»

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
Изрешеченный Pz.VI «Tiger II»

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
Подготовка к испытаниям.

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
«Королевский Тигр» в уличных боях.

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
«Тигр» в засаде.

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
«Тигр II» едет на фронт.

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
Подбитый «Королевский Тигр».

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»
В бою.

Pz.Kpfw.VI «Tiger II»


Характеристики

Год выпуска 1943 год
Всего произведено 489
Масса 68 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 3,09 м
Ширина 3,65 м
Длина 7,26 м
Вооружение
Пушечное 88-мм KwK 43 L/71 (80 снаряда)
Пулеметное 3×7,92-мм MG 34 (5850 патронов)
Бронирование / Наклон бронелистов
Лоб 100 мм / 50°
Борт 80 мм / 0°
Корма 80 мм / 0°
Крыша 40 мм
Днище 25 мм
Ходовые характеристики
Двигатель Maybach HL 230 P30
Мощность 650 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 35 км/ч;
по бездорожью — 17 км/ч
Запас хода по дороге — 110 км;
по бездорожью — 80 км
Давление на грунт ? кг/см2

Описание

Осенью 1942 — в январе 1943 года начал разрабатываться новый тяжёлый танк, который должен был придти на смену Tiger I. И снова заказ на разработку прототипов получили Henschel и Porsche. Porsche создал два проекта танка, основанных на предыдущем прототипе VK4501(P), которые получили обозначение VK4502(P). Первый прототип Typ 180 (Turm Vorne) A/B имел башню, установленную по центру, тогда как второй, Typ 181 (Turm Hinten) A/B/C, имел башню, установленную в задней части корпуса, и двигатель, расположенный по центру. Оба прототипа основывались на одном и том же шасси и корпусе прототипа VK4501(P). С него же были взяты бензино-электрическая силовая установка и другие агрегаты. Оба прототипа были практически одинаковы за исключением расположения башни и некоторых механических компонентов. Только деревянные макеты прототипов были изготовлены.

Henschel разработал свой прототип гораздо быстрее (так как в нём применено много компонентов от Panzer V), и был принят в производство. VK4503(H) совершенно отличался от Tiger I и был, скорее, похож на увеличенный Panther, тем более, что он использовал много его компонентов. 20 октября 1943 года деревянный макет Tiger II был представлен Адольфу Гитлеру в городке Arys на Востоке Пруссии. Подготовка к производству началась на заводе Henschel в Касселе (Kassel) в декабре 1943 года. Было собрано 3 прототипа, и в январе 1944 года началось серийное производства.

Первые 50 «Королевских Тигров» были оснащены башней по проекту Porsche, а все последующие — башнями по проекту Henschel, которые изготавливал Krupp. Башня Porsche первоначально предназначалась им для своего прототипа VK4502(P). Этот прототип не был принят, но башня была удачной, и её адаптировали к Tiger II Henschel. В башню Porsche устанавливалось монолитное 88-мм орудие, тогда как Henschel устанавливал в свою башню 88-мм орудие, состоящие из двух частей. Башня Porsche имела изогнутую орудийную манжету, которая оказалась ловушкой для пущенного в лоб снаряда, направляя его прямиком в стык между башней и корпусом. В связи с этим Henschel получил задание разработать новую башню, которая стала бы стандартной для всех последующих моделей Tiger II.

Башня Henschel получила откидывающуюся командирскую башенку взамен барабанообразной на башне Porsche и орудийную манжету «Saukopf». Башня Henschel также была известна как башня Krupp — Serien Turm. Башня Porsche весила на 500 кг меньше башни Henschel. Башня могла поворачиваться вокруг своей оси за 19 — 77 секунд, в зависимости от оборотов двигателя, который снабжал энергией электромоторы башни (при 2000 оборотах в минуту — полный оборот башни осуществлялся за 19 сек).

Tiger II вооружался 88-мм орудием длинной 71 калибр и тремя пулемётами MG 34/42. Tiger II мог подбить танки Sherman, Cromwell с расстояния 3500 метров.

Танку несколько не хватало мобильности и у него был очень высокий расход топлива из-за его большого веса (соотношение мощность/вес). Повышенный расход топлива стал большой проблемой (Tiger II расходовал 500 литров бензина на 100 км пробега) из-за трудностей снабжения.

Производство Tiger II началось в декабре 1943 и закончилось в марте 1945 года. Из 1500 заказанных, всего было выпущено 489 серийных машины (серии 420500, 420530,420590 и 420680) и 3 прототипа (V1, V2 и V3). Из 489 танков, 150 вошли в состав танковых частей SS.

С ноября 1944 года компанией Wegmann, 20 Tiger II были переоборудованы в командирские танки, оснащённые дополнительным радиооборудованием — Befehlswagen Tiger II Ausf. B (Sd.Kfz. 267/268). Первый поступил в боевую часть в феврале-марте 1945 года. Выпускалось два варианта командирских танков, оснащённых различным радиооборудованием — Sd.Kfz 267 и 268. Обе версии могли нести боезапас в 63 снаряда.

Первые Tiger II в феврале 1944 году поступили в состав schwere Panzer Abteilungen обоих родов войск: Wehrmacht и Waffen SS. Боевое крещение Tiger II принял в мае 1944 года под Минском, а затем, в июле 1944 года, в Польше у города Sandomierz. Две роты из 503-го Panzer Abteilung, вооружённые Tiger II, приняли участие в обороне в Нормандии, во время высадки Союзных войск. Но технические проблемы Tiger II оказались фатальными, и к августу 1944 года все они были потеряны.

Вернуться к оглавлению раздела о танках