«Авторианский» / Энциклопедия / Танки / Pz.Kpfw.VI «Tiger»
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Pz.Kpfw.VI «Tiger» (Sd.Kfz.181)

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
Pz.Kpfw.VI «Tiger» в зимней экипировке.

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
Pz.VI «Tiger» в Тунисе, 1943 год.

Pz.Kpfw.VI «Tiger»


Pz.Kpfw.VI «Tiger»


Pz.Kpfw.VI «Tiger»
Уничтоженный «Тигр»

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
В бою.

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
«Тигр» оборудованный для форсирования рек под водой.

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
«Тигр» на узких гусеницах направляется с завода в Касселе на погрузку для дальнейшей транспортировки.

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
Уничтоженные «Тигры»

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
Ремонт опорных катков в грязи. Вес одного опорного катка 77 кг. Представьте, что грязь забившаяся между катками за ночь замёрзнет…

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
Шахматное расположение катков.

Pz.Kpfw.VI «Tiger»
Замена ведущих колёс. Как видно, процесс ремонта очень тяжёлых деталей требовал серьёзной помощи и был делом крайне нелёгким. Каждое колесо имело венец на 23 зубца.

Характеристики

Год выпуска 1942 год
Всего произведено 1354
Масса 57 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 2,93 м
Ширина 3,15 м — с узкими гусеницами;
3,7 м — с широкими гусеницами
Длина 6,44 м
Вооружение
Пушечное 88-мм KwK 36 L/56 (92 снаряда)
Пулеметное 2×7,92-мм MG 34 (4500 патронов)
Бронирование
Лоб 100 мм 
Борт 60 мм 
Корма 80 мм
Крыша 25 мм
Днище 25 мм
Ходовые характеристики
Двигатель Maybach HL 210 P30
Мощность 600 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 38 км/ч;
по бездорожью — 16 км/ч
Запас хода по дороге — 140 км;
по бездорожью — 85 км
Давление на грунт 1,49 кг/см2 — с узкими гусеницами;
1,06 кг/см2 — с широкими гусеницами

Описание

Фирма Henschel und Sohn, в Касселе (Kassel), первой приступила к созданию тяжёлой машины. 9 сентября 1938 Министерство вооружений Германии санкционировало дальнейшее развитие темы Pz-IV. В итоге Henschel разработал две почти идентичные машины: VK 3001(H) — 32 тонны и VK 3601 (H) — 40 тонн.

26 мая 1941 на специальном заседании была принята так называемая «Tigerprogram», в которой Хеншель и д-ру Порше было поручено завершить разработку тяжёлого танка к лету 1942. На фирму Krupp возлагалась задача создать орудия и башни для прототипов Хеншеля и Порше.

Будущие танки должны были соответствовать следующим требованиям:

  • Вес: 36 тонн
  • Толщина лобовой брони: 100 мм
  • Пушка, способная пробить 100 мм брони с дистанции 1500 м.

36 — тонный весовой лимит диктовался тем, что в то время основное количество мостов не выдерживало большей нагрузки. Применение танков тяжелее 36 тонн было бы очень проблематичным, поскольку форсировать реки они смогли бы только по железнодорожным и каменным мостам крепкой конструкции.

А, вот требования к орудию и броне, вероятно, исходили из опыта боёв с английскими «Matilda», чья броня неплохо защищала от большинства немецких противотанковых орудий.

Первый действующий образец корпуса был готов в начале 1942. Он именовался VK 3601(H). Корпус, сильно напоминавший Pz.IV, не выступал над гусеницами. Подвеска была торсионной, но поскольку вес машины обещал быть значительным, то она могла его не выдержать. Для уменьшения веса приходящегося на один каток, их количество максимально увеличили. Этим же планировалось добиться плавности хода. А чтобы габариты машины сильно не возросли, то опорные катки имели 3-х рядное расположение в шахматном порядке.

Карбюраторный двигатель Maybach HL 147, 500 л.с. V 12 — устанавливался сзади, а 8-скоростная трансмиссия и ведущие колёса — спереди. Таким образом, танк имел традиционную немецкую компоновку.

Танк планировалось вооружить орудием конической формы Great 725: 75-мм KwK 42 L/70 из которой стрельба велась снарядами с вольфрамовым сердечником.

Был уже построен прототип и 5 пробных корпусов. Но дефицит вольфрама в Третьем Рейхе похоронил этот проект. Можно отметить, что рассматривалась возможность установки пушек 88-мм KwK 36 L/56 и 105-мм L/20 (L/28). Впрочем, всё это носило чисто теоретический характер.

Henschel был вынужден начать новый проект — VK 4501(H). А поскольку времени отведённого на разработку оставалось мало, то чтобы успеть к лету 1942, конструкторы заимствовали многие узлы и агрегаты из предыдущего проекта. Фактически, вся механика и корпус остались от VK 3601(H), кроме нового двигателя Maybach HL 210 Р30, V12, 650 л.с. На новом прототипе также смонтировали модифицированную рулевую передачу, которая послужила прототипом для рулевой передачи на Pz.V. Уже на 251-м танке в целях унификации производства начали ставить новый двигатель Maybach HL 230 P45.

Тигр комплектовался эффективным воздушным фильтром Feifel. После капитуляции немецких войск в Тунисе Feifel не выпускался.

Подвеска — индивидуальная, торсионная. На один борт приходилось по 24 катка. Первый и последний катки оснащались гидравлическими амортизаторами. Автором сомнительной идеи шахматного расположения опорных катков был советник Имперского управления вооружений Г. Книпкамп. Применённая схема наряду с достоинствами имела существенные и неустранимые недостатки. Тонкие катки не выдерживали большого веса машины и быстро сминались при движении по пересечённой местности. Кроме того, между ними постоянно накапливалась грязь, камни, что тоже нередко вело к поломкам, а ремонт, например, внутреннего катка был чрезвычайно трудоёмок и мог затянуться на двое суток. Первые 799 Тигров имели катки с резиновыми бандажами, которые быстро разрушались большим весом танка. На последующих машинах перешли на металлические бандажи с внутренней амортизацией, что привело к огромному шуму при движении и не добавило живучести гусеницам. Гусеницы — литые, шириной 725 мм — «боевые» и 520 мм — узкие.

С мая 1941 конструкторы Хеншеля трудились над установкой 88-мм орудия. С этой целью корпус был расширен над гусеницами. На увеличенный погон монтировалась модифицированная крупповская башня, которая изначально проектировалась для прототипа Порше. Но так, как в то время в Германии не было другой башни способной нести орудие L/56, а время поджимало, то пришлось прибегнуть к заимствованию башни у конкурента — Порше. Главное отличие заключалось в том, что у Хеншеля механизм поворота башни заменили с электрического на гидравлический, работавший за счёт отбора мощности от главного двигателя. Полный оборот башни длился 1 минуту, когда двигатель давал 1500 об/мин. При неработающем двигателе траверс выполнялся вручную, но только если машина стояла на ровном грунте. Вертикальные стенки башни были из цельного гнутого бронелиста, маска литая, а броня соединялась — в шип с обработкой электросваркой. В командирской башенке устанавливалось 6 оптических приборов, позднее их стало 7. Со временем на командирской башенке стали монтировать установку Fliegerbeschutzgerat 42 для ПВО пулемёта MG 34. В башне было 3 люка: 2 круглых (командирский и эвакуационный в правой стенке) и прямоугольный люк наводчика. По бокам башни крепились 3-х ствольные 90-мм мортирки для отстрела дымовых гранат Nbk 39.

Управление машиной осуществлялось рулём с полуавтоматическим гидравлическим сервоприводом, а переключение передач было чрезвычайно лёгким и удобным и тоже имело гидравлический сервопривод. В случае его поломки можно было перейти на механическое управление двумя рычагами с приводом на дисковые тормоза. Обратной стороной достоинств рулевого управления и трансмиссии была их чрезвычайная сложность и высокая цена.

В среднем водонепроницаемом отсеке находился двигатель, два боковые отсека заливались водой при форсировании. Обусловленный такой конструкцией малый размер двигательного отсека приводил к недостаточному обдуву двигателя воздухом и частым перегревам.

Для инспекции 15 апреля 1942 Хеншель представил полностью готовый прототип с башней. На нём был установлен дополнительный 100-миллиметровый бронеэкан вокруг лобовой части машины, для защиты траков и ведущих колёс.

19 апреля 1942 прототипы Хеншеля и Порше прибыли на железнодорожную станцию недалеко от Растенбурга в Восточной Пруссии. При рзгрузке не обошлось без инцендентов — прототип Порше застрял в мягком грунте и его пришлось вытягивать краном, который привезли с собой запасливые специалисты Хеншеля. Кстати свой прототип люди Хеншеля с самого начала сгружали краном. Оттуда танки прошли своим ходом 11 км и по дороге постоянно ломались.

20 апреля 1942 специально в день рождения Гитлера, ему устроили демонстрацию прототипов Порше и Хеншеля. Показ проходил на территории ставки фюрера Вольфшанце (Wolfschanze) в Восточной Пруссии. В 11:00 начался осмотр, в ходе которого Гитлер почти всё время провёл возле машины д-ра Порше. Адольф Гитлер, вообще, очень доверял и симпатизировал этому конструктору. Прототипу Хеншеля глава Рейха уделил всего пару минут, лишь мельком взглянув на него. Во время ходовых испытаний танк Порше оказался очень неповоротливым, в отличии от манёвренной машины Хеншеля. Оба танка имели 88-мм пушку KwK 36 L/56.

Танковое орудие наводилось телескопическим бинокулярным прицелом TZF 9a. Надо отметить, что этот прицел наряду с неоспоримыми достоинствами требовал длительного изучения наводчиком, что было неприемлемо во время войны и его вскоре заменили на монокулярный TZF 9b.

Вернуться к оглавлению раздела о танках