«Авторианский» / Энциклопедия / Танки / Тяжелый танк КВ-1с
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Тяжелый танк КВ-1с «скоростной»

КВ-1с
Танк КВ-1с, перед боем.

КВ-1с
Регулирование движения колонны КВ-1с.

КВ-1с
КВ-1с 6-го Охранительного Танкового полка. Май 1943.

КВ-1с
Тяжелый танк КВ-1с образца 1942 5-й Гвардейский отдельный танковый полк. Сталинград. Декабрь 1942

Характеристики

Год выпуска 1942 год
Всего произведено 1370
Масса 42,5 т
Экипаж 5 человек
Габариты
Высота 2,71 м
Ширина 3,25 м
Длина 6,9 м
Вооружение
Пушечное 76,2-мм ЗИС-5 (114 снарядов)
Пулеметное 3×7,62-мм ДТ (3024 патронов)
Бронирование
Лоб 75 мм (+30 мм)
Борт 75 мм (+30 мм)
Корма 75 мм 
Крыша 40 мм
Днище 40 мм
Ходовые характеристики
Двигатель В-2К
Мощность 600 л.с.
Тип дизельный
Скорость по дороге — 43 км/ч;
по бездорожью — 25 км/ч
Запас хода по дороге — 330 км;
по бездорожью — 250 км
Давление на грунт 0,74 кг/см2

Описание

Летом 1942 года началась активная работа над новой машиной КВ-1с (скоростной).

Облегчение танка КВ-1 до 42,5 т в варианте КВ-1с достигалось уменьшением высоты корпуса и снижением массы агрегатов силовой передачи, ходовой части, уменьшением литой башни, в которую устанавливалась 76-мм пушка ЗИС-5.

Во время работы над моделью танка КВ-1с конструкторы столкнулись с труднейшей технической проблемой. Заключалась она в том, что трубки радиаторов танка КВ изготавливались из алюминиевого листа, но в 1942 году в связи с нехваткой алюминия поставки его танковым заводам прекратились.

Котин поручил срочно разработать новую систему охлаждения, используя для изготовления радиаторных трубок обычное листовое железо. В отечественном и мировом моторостроении опыта изготовления радиаторов из такого материала не имелось, и никто не знал, как сделать, чтобы система охлаждения новой конструкции вписывалась в пространство моторного отделения. Сложность заключалась еще и в том, что листовое железо имеет значительно худшую теплопроводность по сравнению с алюминием.

Испытания системы охлаждения КВ-1с прошли успешно.

Существенные изменения внесли конструкторы и в силовую передачу танка КВ-1с, установив новый главный фрикцион, новую коробку передач конструкции Н. Ф. Шашмурина с демультипликатором, обеспечивавшую восемь передач вперед и две назад. В ходовой части применялись облегченные ходовые катки и литые траки.

Внесенные изменения улучшили обзорность, условия работы заряжающего и стрелка-радиста, повысились скорость и надежность танка. Однако по огневой мощи КВ-1с оставался пока на уровне среднего танка Т-34 — артиллерийские конструкторы нового танкового орудия все еще не разработали.

Модернизированный КВ-1с был принял на вооружение 20 августа 1942 года, и сразу же на Кировском заводе в Челябинске начался серийный выпуск этих машин. До сентября 1943 года было выпущено 1106 танков типа КВ-1с.

Первые танки КВ-1с поступили в войска в течение ноября-декабря 1942 года. Этими машинами укомплектовывались специальные танковые части — отдельные гвардейские танковые полки прорыва.

«05.08.43 года продолжались атаки по овладению высотой 168,5. Противник, за ночь подтянув резервы, имел, кроме огневых средств пехоты, 2 самоходных орудия «Фердинанд», 4 танка Т-IV и 11 танков других марок, которые расположились за высотой на восточных скатах балки Ольховник и ждали появления наших танков.

Командование бригады в течение ночи увязывало вопросы взаимодействия с командиром и штабом 127-й стрелковой дивизии. В частности, с начальником левого отряда и лично с командиром действующею полка, которые проинформировали командира бригады, что отряд находится на подходе к Куйбышевскому, а часть отряда занимала Безымянную высоту в 1 км от совхоза Куйбышевский.

В 5:00 в Куйбышевском (за р. Миус) было сосредоточено: танков Т-34 — 7, из них в полной исправности — 6, а 1 — с рядом технических неисправностей, которому была поставлена отдельная задача — обеспечить левый фланг наступающей группы танков на высоту со стороны Репеховатая.

В 10:00 6 танков Т-34 (33-я Гвардейская танковая бригада) и 3 КВ-1с 1-го Гвардейского тяжелого танкового полка прорыва начали наступление на высоту.

В 10:45 наши танки, преодолевая огонь противника, достигли этой высоты без потерь. Танки, двигаясь стремительно, преследовали цель, чтобы не быть долгое время, на виду у противника и не подвергаться воздействию арт-огня, а, проскочив нейтральное пространство (свыше 1 км), с ходу приступить к уничтожению огневых точек противника, и тем самым дать возможность продвинуться своей пехоте.

С 10:45 до 14,00 танки утюжили высоту без поддержки пехоты, так как к означенному времени подразделение пехоты на высоту не подошли, а 4-я и 8-я роты вообще в бою не участвовали. Поэтому пехота не смогла закрепить успех, достигнутый танками.

Танки, находясь под интенсивным огнем артиллерии и САУ противника, без поддержки пехоты стали отходить на исходные позиции, потеряв 5 танков.

2 — сгорело, 3 — подбиты (все Т-34). Эти машины были выведены из строя немецкими самоходными орудиями «Насхорн», которые вели прицельный огонь с дистанции, недоступной нашим танкам.

Потери немцев: 4 танка Т-IV — подбиты, 1 танк Т-IV — сожжен, подбито одно самоходное орудие, противотанковых пушек — 4, транспортер — 1, уничтожено блиндажей — 6, дзотов — 4, пулеметов — 13, солдат и офицеров — 120.

В бою за высоту 168,5 экипажи танков действовали исключительно мужественно. Экипаж гвардии лейтенанта Бондарева, у которого танк был подожжен термитным снарядом на западном скате высоты в районе двух безымянных курганов, пришел своим ходом к реке Миус в район исходных позиций, однако, экипаж обессилев, не смог покинуть танк и сгорел вместе с ним, не оставив танка на территории противника».

Вернуться к оглавлению раздела о танках