«Авторианский» / Энциклопедия / Артиллерия / Пушка М-60 | ||||
107-мм пушка М-60. |
Характеристики
Описание5 октября 1938 г. Главное Артиллерийской Управление выслало на завод № 172 (г. Пермь) приказ на разработку новой 107-мм пушки. Завод № 172 разработал проект 107-мм пушки в 4-х вариантах: два варианта имели одинаковый заводской индекс М-60, остальные два индексы М-25 и М-45. Пушки М-25 представляли собой наложение 107-мм ствола на лафет 152-мм гаубицы М-10. Затвор у всех 4-х вариантов был взят от 122-мм гаубицы обр.1910/30 г. Пушки М-25 и М-45 были несколько тяжелее и выше М-60. Вес в походном положении 4050 и 4250 кг против 3900 кг и высота минимальная 1295 мм против 1235 мм. Зато М-25 и М-45 имели больший угол возвышения +65° против +45°. Опытные образцы пушек М-25 и М-45 прошли заводские испытания на Мотовилихинском полигоне. Тем не менее по неясным причинам Управление не захотело иметь дуплекс 107-мм пушку и 152-мм гаубицу на одном лафете и предпочло М-60. Пушка М-60 была разработана в двух вариантах. Второй вариант Артиллерийское Управление отвергло, заявив, что поворот ствола нигде ранее опробован не был, что могло затруднить переход в походное положение, например, в лесу и т. д. В итоге был принят первый вариант М-60. В 1939 году завод № 172 изготовил 4 опытных образца М-60. После заводских испытаний первые два опытных образца 13 декабря 1939 г. были доставлены на АНИОП. Вместе с ними была доставлена удлиненная свободная труба с углубленной нарезкой. В ходе полигонных испытаний, проведенных на АНИОПе с 16 декабря 1939 г. по 23 апреля 1940 г. сделано 1633 выстрела и пройдено 1968 км. Выяснили, что стволы с нормальной и углубленной нарезкой по дальности и кучности одинаковы. Так, дальность стрельбы из ствола с нормальной нарезкой составила 18440 м, а с глубокой 18360 м. Фактическая скорострельность 6-7 выстр/мин. Противооткатные устройства пушки работали неудовлетворительно. После устранения отмеченных на полигонных испытаниях неисправностей двухорудийная батарея М-60 была подана на войсковые испытания, которые состоялись с 11 по 25 октября 1940 года на АКУКС в районе г. Пушкина. В ходе войсковых испытаний батарея прошла 732 км. Скорость возки за тягачом СТЗ-5 по шоссе была 18-20 км/час, по грунтовым дорогам 10-12 км/час, по бездорожью 6-8 км/час. При стрельбе по танкам за пределами угла 60° поворот был затруднен. Так, поворот на 180° на песчаном грунте занимал 23 минуты. Попытка перекатить орудие на 6 метров по песчаному грунту усилиями двух расчетов не удалась. Согласно заключению комиссии батарея войсковые испытания выдержала и была рекомендована к принятию на вооружение. Отмечены неудовлетворительная работа затвора и недостаточная устойчивость пушки при малых углах возвышения. Серийное производство М-60 было поручено новому артиллерийскому заводу № 352 в г. Новочеркасске. В 1940 году завод № 352 изготовил опытную серию в 24 пушки, а в 1941 году 103 пушки. На этом работы над М-60 были закончены. В 1941-1942 годах особой нужды в ней не было, а Новочеркасск был занят немцами. |
Вернуться к оглавлению раздела об артиллерии
Copyright © «EasyGet: Авторианский»
Электронная почта: dukonst@yandex.ru