«Авторианский» / Энциклопедия / Артиллерия / 122-мм гаубица М-30
Танки Самолеты Артиллерия Техника

122-мм гаубица М-30

М-30
Гаубица М-30 1938 года

М-30
М-30 в музее на Соколовой горе в г. Саратове, 8 мая 2004

М-30
Схема М-30

Характеристики

Год выпуска 1938 год
Всего произведено ?
Масса 2450 кг
Расчет ? человек
Стрелковые характеристики
Калибр 122 мм
Начальная скорость снаряда 515 м/с
Дальность стрельбы 11800 м
Скорострельность 5-6 выстр./мин.

Описание

Созданию этой гаубицы предшествовала относительно продолжительная дискуссия о том, каким должен быть калибр новой гаубицы, предназначенной для вооружения дивизионных артполков и частей РГК Красной Армии.

Некоторые военные специалисты выступали за создание 105-мм гаубицы как более легкой и мобильной. Конец этой дискуссии был положен на состоявшемся в марте 1937 года в Москве совещании, посвященном состоянию и развитию артиллерийской техники. Выступивший на совещании начальник Генштаба Красной Армии Маршал А. И. Егоров однозначно высказался в пользу более мощной 122-мм гаубицы. На этом же совещании было принято решение поручить проектирование гаубицы группе конструкторов во главе с В. Н. Сидоренко. Конструктору Ф. Ф. Петрову было разрешено представить на своеобразный конкурс свой проект гаубицы, созданный в инициативном порядке. Осенью 1937 года оба проекта были рассмотрены специальной комиссией, которая одобрила проект Ф. Ф. Петрова.

Первый опытный образец новой гаубицы поступил на заводские испытания в конце апреля 1938 года, а государственные испытания были начаты в середине 1938 года. Гаубица успешно выдержала испытания и была в том же году принята на вооружение под названием «122-мм гаубица обр. 1938 года (М-30)». Для ускорения обеспечения войск новыми гаубицами их производство было развернуто сразу на нескольких заводах.

В годы Второй мировой войны гаубица использовалась для решения следующих основных задач:

  • уничтожение живой силы как открытой, так и находящейся в укрытиях полевого типа;
  • уничтожение и подавление огневых средств пехоты;
  • разрушение ДЗОТов и других сооружений полевого типа;
  • борьба с артиллерией и мотомеханизированными средствами;
  • пробивание проходов в проволочных заграждениях (при невозможности использовать минометы);
  • пробивание проходов в минных полях.

Характерными особенностями гаубицы являются лафет с раздвижными станинами, большие углы возвышения и горизонтального обстрела, высокая подвижность при механической тяге.

Ствол гаубицы состоит из трубы, кожуха и навинтного казенника. Помещенный в казеннике затвор — поршневой, с эксцентрически расположенным отверстием для выхода бойка ударника. Закрывается и открывается затвор поворотом рукоятки в один прием. Взвод и спуск ударника производятся также в один прием оттягиванием курка спусковым шнуром; в случае осечки спуск ударника может быть повторен, так как ударник всегда готов к спуску. После выстрела гильза удаляется выбрасывающим механизмом при открывании затвора. Такая конструкция затвора обеспечила скорострельность 5-6 выстрелов в минуту.

Как правило, стрельба из гаубицы ведется при разведенных станинах. В отдельных случаях — при внезапном нападении на походе танков, пехоты или конницы, или если местность не позволяет развести станины — допускается стрельба при сведенных станинах. При разведении и сведении станин автоматически производится выключение и включение пластинчатых рессор ходовой части. В раздвинутом положении станины фиксируются автоматически. Благодаря этим особенностям переход из походного в боевое положение занимает всего 1-1,5 мин.

Прицельные приспособления гаубицы состоят из прицела, независимого от орудия, и панорамы системы Герца. В годы войны применялись прицелы двух типов: с полунезависимой линией прицеливания и с независимой линией прицеливания.

Гаубицу можно перевозить как механической, так и конной тягой (шестеркой лошадей). Скорость перевозки механической тягой по хорошим дорогам до 50 км/ч, по булыжным мостовым и проселочным дорогам до 35 км/ч. При конной тяге гаубицу возят за передком; при механической тяге ее можно перевозить непосредственно за тягачом.

Вес гаубицы в боевом положении 2450 кг, в походном без передка — около 2500 кг, в походном с передком — около 3100 кг. 

122-мм гаубицы М-30 выпускались советской промышленностью в течение всей войны и широко использовались на всех фронтах. Относительно ее боевых качеств известно высказывание Маршала Г. Ф. Одинцова: «Лучше ее уже ничего не может быть».

Вернуться к оглавлению раздела об артиллерии