«Авторианский» / Энциклопедия / Самолеты / Пе-2
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Пе-2

Пе-2
Пикирующий бомбардировщик конструкции Петлякова.

Пе-2
При исполнении боевой задачи.

Пе-2
На аэродроме.

Пе-2
Зимний камуфляж Пе-2

Пе-2
Пикирование.

Характеристики

Год выпуска 1941 год
Всего произведено 11427
Экипаж 3 человека
Масса Пустого — 6200 кг;
Взлетная — 8520 кг
Габариты
Длина 12,78 м
Высота 3,42 м
Размах крыла 17,11 м
Площадь крыла 40,50 м2
Летные характеристики
Двигатель 2×М-105Р
Мощность 2×1100 л.с.
Максимальная скорость 580 км/ч
Крейсерская скорость ? км/ч
Потолок практический 9000 м
Дальность полета 1770 км
Вооружение
Пушечное
Пулеметное 6×7,62-мм ШКАС (? патронов)
Бомбовое 1000 кг

Описание

В 1940 году коллективом, возглавляемым Петляковым, был спроектирован двухмоторный высотный истребитель дальнего действия — проект «100». В конце 1940 года проект «100» был переделан в пикирующий бомбардировщик, получивший наименование Пе-2.

Первый серийный Пе-2 поднялся в воздух 18 ноября 1940 г., а к 22 июня 1941 г. было поставлено в общей сложности 458 таких машин. С конца апреля 1941 г. Пе-2 стал основным тактическим бомбардировщиком советских ВВС.

Пе-2 — цельнометаллический моноплан с двумя двигателями М-105Р по 1100 л.с., со средним расположением крыла и двухкилевым хвостовым оперением. Это был первый в стране максимально электрифицированный самолет. Отклонение закрылков, тормозных щитков, триммера руля высоты, элеронов и рулей направления, створок водорадиаторов, управление насосом гидросистемы, уборкой и выпуском шасси осуществлялось с помощью электродвигателей мощностью от 2 до 30 Вт. Для облегчения ввода в пикирование и вывода из него после сброса бомб на самолете был установлен специальный электромеханический автомат. На самолете была установлена гермокабина. В кабине располагался летчик, штурман-бомбардир. У штурмана имелось дублированное управление. Стрелок-радист располагался в фюзеляже. Вооружение Пе-2 состояло из двух неподвижных пулеметов для стрельбы вперед, одного в верхней и одного в нижней установках — для стрельбы назад. Кроме того, у стрелка-радиста был пулемет ШКАС на шкворневой установке.

Отличные пилотажные качества, большая скорость (до 580 км/час) и значительный потолок (9000 м) позволяли использовать Пе-2 для решения многих боевых задач. В годы Второй Мировой войны Пе-2 стал основным фронтовым бомбардировщиком.

Было выпущено ряд модификаций Пе-2, из которых часть строилась серийно. Пе-2М с двумя двигателями М-105 и ТК, с расширенным снизу фюзеляжем для внутренней подвески бомб ФАБ-500.

В 1941 году самолеты стали поступать в части, и их начали применять с первых же дней войны. Вначале возникли осложнения. Нижняя (люковая, кинжальная) стрелковая установка оказалась неудачной. К пулемету УБТ вел рукав по борту и патронная лента в нем заедала. Тогда это вооружение переделали, патронный ящик сделали круглым под пулеметом. Кроме того, поставили закрытую турель МВ-3 у стрелка наверху. Ввели еще переносную бортустановку ШКАС в «яблоке» на любой борт. Потери резко сократились. Была желательной еще одна пулеметная установка наверху сзади, но тогда экипаж состоял бы из 4 человек, и нарушилась бы центровка — на это не пошли.

К окончанию производства в 1945 г. было построено 11427 самолетов. После войны Пе-2 поставлялись в Чехословакию, Польшу и Югославию.

Вернуться к оглавлению раздела о самолетах