«Авторианский» / Энциклопедия / Самолеты / Junkers Ju.88
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Junkers Ju.88

Ju.88
Ju-88 на выставке.

Ju.88
На аэродроме.

Ju.88
Схема.

Характеристики

Экипаж 3-4 человека
Масса Пустого — 7700 кг;
Взлетная — 10400 кг
Длина 14,35 м
Размах крыла 18,40 м
Площадь крыльев 52,50 м2
Двигатель 2*Jumo-211B-1
Мощность 2×1200 л.с.
Максимальная скорость 363 км/ч
Крейсерская скорость 350 км/ч
Потолок практический 9800 м
Дальность полета 1690 км
Вооружение 3×7,9-мм пулемета MG-15
Бомбовая нагрузка 28×50кг бомб, 4×100кг бомб или
10×50кг, 4×250 кг или
2×500 кг

Описание

В 1934 г. технический департамент выпустил рекомендации для «охотника» — многоцелевого самолета, способного выполнять задачи бомбардировщика, истребителя, разведчика и штурмовика. По этому заданию «Фокке-Вульф» и «Хеншель» создали свои Fw.57 и Hs.124.

Рекомендации для «шнельбомберу» (скоростного бомбардировщика), подготовленные весной 1935 г, предусматривали создание трехместного самолета, вооруженного одним пулеметом МG-15 на подвижной установке с 500 патронами, нормальной бомбовой нагрузкой в 500 кг, а максимальной в 800 кг. Самолет должен был развивать скорость в 500 км/ч и поддерживать ее в течение 30 минут. Максимальная крейсерская скорость задавалась в 450 км/ч, а набор высоты в 7000 м — за 25 мин. Самолет с нормальным взлетным весом должен был иметь взлетную дистанцию на высоту 20 м в 700 м, а посадочную с 50% нагрузкой — в 400 м.

Эти рекомендации были направлены «Фокке-Вульфу», «Хеншелю», «Юнкерсу» и «Мессершмитту». При этом определялось, что заказ на серию будет получен только после конкурсных испытаний. «Фокке-Вульф» уклонилась от участия в конкурсе, «Хеншель» и «Юнкерс» приступили к разработке новых проектов, а «Мессершмитт» — к переработке Вf.110.

«Юнкерс» сделала упор в первую очередь на новейшие конструкционные разработки и привлекла к работе В. Х. Эверса и А. Гасснера, имевших большой опыт в работе над цельнометаллическими монококовыми конструкциями в США. Работа над проектом началась в Дессау 15 января 1936 г. Первоначально рассматривались два параллельных проекта с однокилевым — Ju.88 и разнесенным оперением — Ju.85. Технический департамент несколько задержался с выбором окончательного проекта, но в мае 1936 г. остановился на первом, после чего началась работа над тремя опытными самолетами. Первый из них — Ju.88-V1 (D-AQEN). Первый полет состоялся 21 декабря 1936г., его выполнил шеф-пилот «Юнкерса» флюг-капитан Киндерманн.

Довольно скоро после начала испытаний Ju.88-V1 был разбит, но 10 апреля 1937 г. полетел Ju.88-V2 (D-AREN). Отличался он только отсутствием небольших радиаторов под мотогондолами. Зато Ju.88-VЗ (D-ASAZ) получил двигатели «Юнкерс» Jumo-211А. Потолок кабины был несколько приподнят, чтобы обеспечить место для установки пулемета МG-15, а под бомбоприцел внизу справа под кабиной был установлен блистер с обтекателем.

V3 полетел 13 сентября 1937 г. Он проходим официальные испытания в Рехлине, где продемонстрировал большинство требуемых качеств. Скорость достигла 517 км/ч, по сравнению с 462 км/ч на V2 с двигателями DB-600. Взлетный вес достигал 8500 кг. Отчеты из испытательного центра были настолько радужными, что Технический Департамент санкционировало постройку еще трех опытных самолетов до конкурсных испытаний с конкурентами — «Хеншелем» Hs.127 и «Мессершмиттом» Вf.162. В результате того, что «Хеншель» задержался с испытаниями своего варианта, а силы «Мессершмитта» были нацелены на доработку истребителей, концерн «Юнкерс» получил задание подготовить предложение по рассредоточенному производству своего самолета.

К этому времени Технический департамент изменил требования, сделав упор на возможность бомбометания с пикирования. Оборонительное вооружение было решено усилить, а экипаж увеличить до четырех человек. Все эти изменения были внесены на Ju.88-V4, совершивший свой первый полет 2 февраля 1938г. Самолет получил «глаза жука» — фасеточное остекление носовой части. Под кабиной в нижней гондоле была оборудована установка под один пулемет, стрелявший назад — вниз.

Пятый Ju.88-V5, облетанный 13 апреля 1938 г, отличался от V4 только двигателями Jumo-211В-1, специально разработанными для серийной модели бомбардировщика. Они имел взлетную мощность 1200 л.с. и 1210 л.с. на высоте 250 м. С самолета сняли нижнюю гондолу, установили более приземистый фонарь и новую носовую часть.

18 июня 1938 г. в воздух поднялся Ju.88-V6 (D-ASCY) — прототип для серии. За ним последовали еще четыре опытных самолета.

В бою

Аэростаты заграждения, которые англичане использовали для прикрытия промышленных центров, составляли серьезную проблему для точного бомбометания с малых высот. Для борьбы с ними был разработан вариант Ju.88a-6-A-5, оборудованный параваном перед крылом, заканчивающимся резаками тросов

Hеобходимость создания эффективных противотанковых средств в связи с ростом советских танковых войск стала очевидна еще во время боев в Крыму в 1942 г. Особое внимание было приковано к созданию противотанкового самолета, способного поражать броню танков КВ-1, КВ-2 и Т-34. Как следствие появилось несколько предложений по использованию на эту роль Ju.88, проходившего испытания под кодом «небельверфер». «Hебельверфер» предусматривал использование армейских ракетных систем — шесть реактивных снарядов Wf.Gr.21 или Wf.Gr.28, которые располагались во вращающемся барабане.

Испытания в опытной противотанковой команде в конце 1943г. и в 92-й противотанковой эскадрилье в командовании «охотников за танками» на Восточном фронте показали, что Ju.88p-1 может удовлетворительно действовать по танкам, но пушка имела слишком малый темп огня, а самолет — никаких шансов уйти от истребителей.

Производство окончательно было прекращено в 1945 г. с поставкой 355 истребителей Ju.88, что довело общий выпуск этого типа до 14676 машин.

Вернуться к оглавлению раздела о самолетах