«Авторианский» / Энциклопедия / Самолеты / ДБ-3
Танки Самолеты Артиллерия Техника

ДБ-3

ДБ-3
Дальний бомбардировщик ДБ-3.

ДБ-3
На выставке.

ДБ-3
Чертеж дальнего бомбардировщика ДБ-3.

ДБ-3
Чертеж торпедоносца на базе ДБ-3.

ДБ-3
Схема дальнего бомбардировщика ДБ-3.

Характеристики

Год разработки 1936 год
Всего произведено ?
Экипаж 3 человек
Масса Пустого — 5270 кг;
Взлетная — 9500 кг
Габариты
Длина 14,22 м
Высота 4,19 м
Размах крыла 21,44 м
Площадь крыльа 65,5 м2
Летные характеристики
Двигатель 2×М-87А
Мощность 2×950 л.с.
Максимальная скорость 439 км/ч
Крейсерская скорость 400 км/ч
Потолок практический 9300 м
Дальность полета 4200 км
Вооружение
Пушечное
Пулеметное 3×7,62-мм ШКАС (? патронов)
Бомбовое 2500 кг

Описание

ДБ-3 — дальний бомбардировщик. Опытный экземпляр назывался ЦКБ-30. С 1938 г. самолеты типа 1936 г. для отличия от последующих модификаций стали называть ДБ-3Б.

Трудоемкость снизилась только в Ил-4 при коренном изменении всей конструкции. Фюзеляж был по конструкции проще крыла, в нем не было лонжеронов из стали. Узловые шпангоуты были коробчатые, как и рамы жесткости под фонарь, турель, люки, места подвески бомб и др. Толщина обшивки крыла и фюзеляжа почти везде 0,6 мм, рулей — 0,4 мм. Полетная масса опытного образца была 6250 кг. Масса пустого самолета без вооружения и съемного оборудования была сначала около 4200 кг. Постепенно масса возрастала по мере усложнения оборудования, а также вследствие конструктивных усилений и производственных утяжелений. В поздних серийных, уже ремонтированных экземплярах, она дошла до 5270 кг, а полетная перегрузочная масса в разных вариантах нагрузки доходила до 9700 кг. Вооружение: три пулемета ШКАС, иногда пушка ШВАК в носовой установке, позднее — ШКАС (300 патронов). Экипаж — три человека. На сиденье летчика — 9-мм бронеспинка. Бомбовая нагрузка — в нескольких вариантах — от 1000 до 2500 кг. На испытаниях ЦКБ-З0 показал скорость 335 км/час у земли и до 415 км/час на высоте 4800 м. Дальность полета — 4200 км.

Самолет под маркой ДБ-3Б был принят к серийному производству. Летчик В. К. Коккинаки и штурман А. М. Бряндинский в июне 1938 года выполнили на ДБ-З беспосадочный перелет Москва — Спасск-Дальний. Расстояние в 7580 км самолет прошел за 24 часа 36 мин. со средней скоростью 317 км/час. В конце апреля 1939 года на такой же машине В. К. Коккинаки со штурманом М. X. Гордиенко пролетели без посадки из Москвы в США.

Средняя скорость по маршруту протяженностью почти 8000 км достигала 348 км/час. В предвоенные годы заводы построили несколько тысяч самолетов ДБ-З и его вариантов, в том числе торпедоносного для авиации Военно-Морского Флота.

Несмотря на то, что он был принят к серийной постройке еще в 1936 г., в предвоенный период он оставался современным бомбардировщиком, не уступавший по главным показателям основному дальнему бомбардировщику гитлеровской Германии Хейнкель и имевший определенные резервы дальнейшего совершенствования. Такая ситуация сложилась благодаря тому, что разработка проекта ДБ-З была основана на новых для того времени технических концепциях, заключавшихся, в частности, в использовании крыла с большей нагрузкой на площадь в сравнении с современными ему самолетами аналогичного назначения. В результате ДБ-3 при значительно меньших размерах и весе имел существенно большую скорость полета.

В период Второй Мировой войны авиационные части, вооруженные самолетами ДБ-3, действуя в основном ночью, наносили по врагу мощные бомбовые удары.

Вернуться к оглавлению раздела о самолетах