«Авторианский» / Энциклопедия / Самолеты / North American B-25 Mitchell
Танки Самолеты Артиллерия Техника

North American B-25 Mitchell

B-25 Mitchell
North American B-25 Mitchell

B-25 Mitchell
На аэродроме.

B-25 Mitchell
На взлете.

B-25 Mitchell
В полете.

B-25 Mitchell
Носовая часть B-25.

B-25 Mitchell
С ветерком… с дымком…

Характеристики

Страна изготовитель США
Экипаж 4-6 человек
Масса Пустого — 8836 кг;
Взлетная — 15876 кг
Длина 13,13 м
Размах крыла 20,6 м
Площадь крыльев 56,67 м2
Двигатель 2*Wright R-2600-92 Cyclone
Мощность 2×1700 л.с.
Максимальная скорость 438 км/ч
Крейсерская скорость 370 км/ч
Потолок практический 7375 м
Дальность полета 2173 км
Вооружение 12×12,7-мм пулеметов
Бомбовая нагрузка 1814 кг

Описание

История В-25 Mitchell («Митчелл») — самого массового двухмоторного бомбардировщика ВВС американской армии — начиналась как раз с проекта штурмовика. В 1938 году военные выдали авиационным фирмам требования к будущему самолету категории «А». Фирма North American, занимавшаяся до того лишь легкими и учебными самолетами, решила попытать счастья, и к январю 1939 года на свет появился NA-40 — двухмоторный высокоплан с двухкилевым оперением и носовой стойкой шасси. Победителем этого конкурса, однако, признали самолет компании «Дуглас», впоследствии известный как А-20 Boston.

После объявления результатов конкурса были опубликованы новые требования — к пятиместному среднему бомбардировщику. Оговаривались максимальная скорость (около 480 км/ч), дальность (3200 км) и бомбовая нагрузка (1362 кг). Конструкторы, возглавлявшие проект NA-40 — Х. Эванс и Дж. Этвуд, — решили на его основе создать новый самолет, получивший фирменное обозначение NA-62. После демонстрации чертежей военным последние, не дожидаясь постройки прототипа, сразу заказали 184 новых бомбардировщика, обозначив их В-25.

Фирма так и не построила опытной машины — первый сразу серийный В-25 подняли в воздух 19 августа 1940 года пилот В. Бриз и бортинженер Р. Феррэн. Следует отметить, что В-25 не был единственным победителем конкурса бомбардировщиков: вместе с ним большого заказа (также «с чертежной доски») удостоилась фирма «Мартин» — М-179 (будущий В-26).

Реализуя заказ на 184 В-25, фирма выпустила три модификации самолета, постепенно увеличивая боевую мощь. Вначале появились 24 В-25 (без буквенного индекса модификации). Оснащенные двигателями «Райт» R-2600-9 (1350 л.с. в полете), эти машины несли 1088 кг бомб и весьма умеренное стрелковое вооружение — один пулемет (7,62 мм) в носу, два таких же в бортах фюзеляжа за крылом и один крупнокалиберный (12,7 мм) в хвосте. Самолет, поступивший на вооружение в феврале 1941 года, развивал 518 км/ч на высоте 3,5 км и обладал дальностью 3200 км. Первые машины позволили окончательно определить внешние контуры В-25, которые после этого оставались практически неизменными вплоть до окончания выпуска — менялось в основном оборонительное вооружение, защита, двигатели и топливная система.

В-25А отличались лишь бронированием мест экипажа и протектированными топливными баками, что привело к возрастанию массы самолета и сокращению запаса топлива. Как следствие, скорость и дальность уменьшились. На 129 машинах модификации В-25В был сделан новый важный шаг по пути усиления оборонительных возможностей — вместо бортовых пулеметов и задней турели появились две верхняя и нижняя башни «Бендикс» с электроприводом — обе имели по два крупнокалиберных пулемета.

К концу 1941 года фирма передала военным 171 самолет, получивший 1 октября 1941 года боевое имя «Митчелл» — в честь генерала У. Митчелла. ВВС были вполне довольны новым бомбардировщиком, и вскоре последовали гораздо более крупные заказы. Стало очевидно, что завод фирмы в Инглвуде (Калифорния) вряд ли справится с таким объемом работ. В сжатые сроки в Канзас-Сити совместными усилиями «Норт Америкэн» и автомобильного гиганта «Дженерал моторc» появился новый завод, подключившийся к программе выпуска «митчеллов» с начала 1942 года.

Применение «митчеллов» в бою началось весной 1942 года на Тихом океане. По мере того как базами американской авиации становились небольшие полосы в джунглях или на крошечных островах, все более важное значение приобретали такие факторы, как простота пилотирования и обслуживания, короткие взлет и посадка. Тихий океан, Китай и Бирма стали районами, где В-25 вытеснили В-26, в то время как в Северной Африке они использовались совместно.

В боевой биографии «Митчелла» странным образом наиболее известным стал эпизод, совершенно нетипичный для этой машины. Речь, конечно, идет о налете на Токио — или «Рейде Дулиттла» — 18 апреля 1942 года. 16 В-25В были специально облегчены и, возглавляемые полковником Дж. Дулиттлом, взлетели с палубы авианосца «Хорнет». Спустя несколько часов они сбросили 227-кг бомбы (по 4 на машине) на цели в Токио, Кобэ, Иокогаме и Нагое. Результат этой акции, разумеется, был чисто пропагандистским.

Бомбардировщики B-25 поставлялись в СССР по программе ленд-лиза.

По данным, опубликованным в журнале «Мир авиации», первые машины (В-25В) прибыли морским путем, в СССР в конце 1941 года. Переучивание на «митчеллы» началось весной 1942 года, после чего они короткое время использовались для дневных налетов и поддержки войск. Вскоре для краснозвездных В-25 (позже поставлялись модификации C/D и J) нашлось более рациональное применение — в Авиации дальнего действия.

Всего было выпущено 4390 B-25J, а самолет, переданный ВВС 15 октября 1945 года, стал последним из 9889 «митчеллов».

Вернуться к оглавлению раздела о самолетах