«Авторианский» / Энциклопедия / Танки / SOMUA S-35
Танки Самолеты Артиллерия Техника

SOMUA S-35

SOMUA S-35
SOMUA на службе у Вермахта.

SOMUA S-35
S-35 преодолевает реку по понтонному мосту (поверх понтона уложены доски), май 1940 г.

SOMUA S-35
Первый прототип танка на испытаниях, 1934 г.

SOMUA S-35
Французские офицеры на занятиях в одном из полков, вооруженных танками S-35, май 1945 г.

SOMUA S-35
Французские танкисты у своей боевой машины, май 1940 г.

Характеристики

Страна изготовитель Франция
Год выпуска 1935 год
Всего произведено 900
Масса 20,3 т
Экипаж 3 человека
Габариты
Высота 2,7 м
Ширина 2,1 м
Длина 5,28 м
Вооружение
Пушечное 47-мм SA-35 (118 снарядов)
Пулеметное 7,5-мм Model 31 (1250 патронов)
Бронирование
Лоб 36 мм 
Борт 40 мм 
Корма 35 мм 
Крыша 20 мм
Днище 20 мм
Ходовые характеристики
Двигатель SOMUA V-8
Мощность 190 л.с.
Тип карбюраторный
Скорость по дороге — 32,2 км/ч;
по бездорожью — 20 км/ч
Запас хода по дороге — 110 км;
по бездорожью — ? км
Давление на грунт 0,9 кг/см2

Описание

В 1930 году командование французской кавалерии решило обзавестись собственными танками. 26 июня 1934 года были утверждены требования для разработки «кавалерийского» танка: вооружение 25-мм или 47-мм пушка, броня 40 мм, экипаж три человека, запас хода до 200 километров по шоссе или пять часов хода по пересеченной местности, скорость 30 км/ч, масса 13 тонн. 12 октября того же года проект такого танка был представлен фирмой Sosiete d’Outillage Mechuigue et d’Usinage d’Artillerie (SOMUA) на рассмотрение службы вооружения кавалерии. Не дожидаясь принятия решения, SOMUA приступила к изготовлению опытного образца, который был готов 14 апреля 1935 года.

С 4 июля по 2 августа 1935 года машина, получившая обозначение АС-3, прошла первый этап испытаний, на которых танк был признан неудовлетворительным.

4 августа танк отправили на завод для устранения отмеченных недостатков. С 15 октября по 17 декабря прошел второй этап испытаний доработанного образца АС-3, также закончившийся неудачно. Несмотря на это, к 26 марта 1936 года фирма SOMUA изготовила первую партию из 50 танков, которые были переданы в войска.

Машина получила официальное обозначение «Char 1935 S», хотя нам она более известна как SOMUA S-35. Тем не менее военные были не удовлетворены качеством S-35, и с 1 июля 1936 года по 3 марта 1937 года один образец прошел длительные широкомасштабные испытания, на основании которых были внесены значительные изменения в конструкцию трансмиссии, гусениц и систему вентиляции боевого отделения. И только в апреле 1938 года, изучив результаты эксплуатации первой партии танков в частях и устранив выявленные недостатки, фирма SOMUA приступила к серийному производству танков S-35.

Корпус танка изготавливался из четырех литых броневых деталей: двух нижних, образующих «башмак», в котором монтируются все агрегаты танка, и двух верхних — носовой и кормовой. Между собой все эти детали соединяются при помощи болтов. Башня танка литая, шестигранная, толщина брони 45 мм с наклоном в 21 градус. В передней части башни установлены 47-мм пушка и 7,5-мм пулемет Chatelleraut. Стрельба из пушки и пулемета ведется прямой наводкой с помощью телескопического прицела, установленного слева от орудия.

В передней части боевого отделения у правого борта предусматривалось место для установки радиостанции, но во французской армии танки SOMUA их так и не получили.

Служба во французской армии

Танки SOMUA поступали на вооружение полков механизированной кавалерии, которые в свою очередь сводились в легкие механизированные дивизии (Divisionlegeres mecaniques, сокращенно DLM). Полк имел батальон из 47 танков S-35 (два эскадрона по 23 машины и одна машина командира батальона) и батальон танков Hotchkiss.

По состоянию на 2 сентября 1939 года (в этот день Франция объявила мобилизацию) было изготовлено 270 танков SOMUA, из которых 191 находился в войсках, 55 на складах и 24 на заводе. К началу кампании 1940 года S-35 имелись на вооружении 4-го кирасирского и 18-го драгунского полков (1 DLM), 13-го и 29-го драгунских полков (2 DLM), 1-го и 2-го кирасирских полков (3 DLM). После начала боевых действий планировалось создать 4 DLM из 3-го и 7-го кирасирских полков, но по ряду причин сделать этого не удалось.

В боях во время французской кампании танки S-35 ничем особенным себя не проявили. Они превосходили все немецкие танки по броневой защите и вооружению, были на равных по скорости и подвижности, но сильно проигрывали немцам из-за отсутствия радиостанций и плохой подготовки экипажей.

С воссозданием французского государства в 1944 году была образована 1-я французская армия, в которую влились войска французских внутренних сил (FFI), освобождавших страну. Танковые полки FFI были частично оснащены отбитой у немцев французской техникой. Так, 13-й драгунский полк, сформированный 7 октября 1944 года, имел в своем составе один эскадрон из 17 танков SOMUA. В январе — апреле 1945 года эти танки участвовали в боях по ликвидации группировки немецких войск в районе Руайна.

На службе у Вермахта

После окончания боев во Франции немцам досталось большое количество исправных танков SOMUA. 297 из них под обозначением PzKpfw 35S были включены в состав танковых частей вермахта. SOMUA были подвергнуты некоторой модернизации: на них устанавливали немецкие радиостанции FuG 5 и дооборудовали командирскую башенку двухстворчатым люком. Кроме того, был добавлен четвертый член экипажа — радист, а заряжающий переместился в башню, где теперь размещались два человека (командир и заряжающий).

S-35 главным образом поступали на укомплектование танковых полков и отдельных танковых батальонов. Большая часть этих подразделений дислоцировалась во Франции и служила резервом для пополнения танковых частей вермахта.

Некоторое количество танков SOMUA немцы использовали для борьбы с партизанами и охраны тыловых объектов, 60 штук были переоборудованы в артиллерийские тягачи (на них демонтировали башню и верхнюю переднюю часть корпуса), а 15 машин поступили на вооружение десантных групп бронепоездов вермахта.

В армиях других стран

15 сентября 1941 года немцы передали своим союзникам итальянцам 32 танка S-35. Они были сведены в 200-й батальон средних танков, дислоцировавшийся на острове Сардиния. В начале 1943 года батальон был расформирован, информации о дальнейшей судьбе танков нет.

В 1943 году 6 танков SOMUA были переданы немцами Болгарии, где их включили в состав бронетанковой бригады, сформированной 1 октября 1943 года. В сентябре 1944 года эти танки были возвращены немцам, которые отправили их для борьбы с югославскими партизанами.

В 1942 году для испытаний два танка получила Венгрия.

Вернуться к оглавлению раздела о танках