«Авторианский» / Энциклопедия / Самолеты / Messerschmitt Bf.109F
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Messerschmitt Bf.109F

Messerschmitt Bf.109F
Messerschmitt Bf.109F

Messerschmitt Bf.109F
На аэродроме.

Messerschmitt Bf.109F
Все там же…

Messerschmitt Bf.109F
Приземление самолета.

Messerschmitt Bf.109F
Bf.109F в воздухе.

Характеристики

Год разработки 1940 год
Всего произведено 2628
Экипаж 1 человек
Масса Пустого — 1964 кг;
Взлетная — 2746 кг
Габариты
Длина 8,85 м
Высота 2,6 м
Размах крыла 9,9 м
Площадь крыла 16,2 м2
Летные характеристики
Двигатель Daimler-Benz DB 601E
Мощность 1350 л.с.
Максимальная скорость 620 км/ч
Крейсерская скорость 499 км/ч
Потолок практический 11278 м
Дальность полета 480 км
Вооружение
Пушечное 15-мм MG 151/15 (200 снарядов)
Пулеметное 2×7,92-мм MG 17 (1000 патронов)
Бомбовое

Описание

В начале 1940 г. конструкторы в Аугсбурге приступили к кардинальной переработке аэродинамики истребителя Bf.109, чтобы максимально полно использовать возможности двигателя DB 601. В результате появился Bf.109F. Эти работы были вынужденной мерой, так как постоянные доработки вели к увеличению взлетного веса самолета, без какой-либо возможности поднять мощность двигателя или снизить нагрузку на крыло. Все это вело к ухудшению управляемости самолета и снижению его маневренности.

Самолет получил более высокий и симметричный капот двигателя. Кок винта был увеличен, а воздухозаборник радиатора был отодвинут от стенки капота, чтобы исключить забор турбулентного потока у поверхности фюзеляжа.

Первоначально планировалось ставить на самолет двигатель DB 601E взлетной мощностью 1350 л.с. при 2700 оборотах в минуту. В конце весны 1940 была заложена серия из четырех опытных и 10 предсерийных Bf.109F-0. Первый опытный самолет серии F — Bf.109 V21 (№ 5601) сохранил двигатель DB 601A. Второй опытный Bf.109 V22 (№ 5602) получил предсерийный двигатель DB 601E и использовался в основном для испытания мотора. Третий и четвертый опытные Вf 109 V23 (№ 5603 CE+BP) и Bf.109 V24 (№ 5604 VK+AB) также получили двигатель DB 601E. Так как сокращение размаха крыла на двух предыдущих опытных самолетах отрицательно сказалось на характеристиках, то на V23 были установлены снимаемые законцовки крыла полуэллиптической формы. За счет них практически восстановили площадь крыла. Правда, таких законцовок не было на V24, за то последний получил новый воздухозаборник двигателя, стандартизированный в серии, и маслорадиатор большего сечения.

Для войсковых испытаний Bf.109F-0 получили двигатели DB 601N с пушкой MG FF/M. Отзывы о новых самолетах были самые благоприятные. Маневренность была выше, чем у Bf.109E-4/N с тем же двигателем. Полный вираж на высоте 1000 м выполнялся за 18 секунд по сравнению с 25 секундами на предыдущей модели, а на высоте 900 м самолет разворачивался на боевом режиме в круге 600 м. Начальная скороподъемность возросла с 17,4 до 19 м/с. Высота 5000 м набиралась за 5,2 мин. Немного критиковалось сокращение веса секундного залпа, но в целом самолет оценивался положительно.

Первый серийный Bf.109F-1 сошел со сборочной линии в ноябре 1940 г. Внешне он почти не отличался от предыдущей модели, разве что воздухозаборником нагнетателя, который был круглым вместо коробчатого по образцу Bf.109 V24. Вскоре после поступления первых Bf.109F-1 на войсковые испытания, с ними произошли три необъяснимые катастрофы. В двух случаях пилоты успели сообщить по радио, что началась сильная вибрация двигателя, после чего они теряли управление и бились. Всем Bf.109F-1 до выяснения причин были запрещены полеты. Первоначально грешили на двигатель, но на Bf.109E-4/N с теми же двигателями не встречалось ничего похожего. Так как причину не обнаружили, полеты были возобновлены. Вскоре разбился еще один Bf.109F-1, при этом двигатель практически уцелел, за то заклепки на хвостовой части фюзеляжа были почти все выбиты.

Пришли к заключению, что снятие подкосов к стабилизатору изменило жесткость хвостовой секции, и при определенных оборотах двигателя возникал резонанс с хвостовым лонжероном. При этом начинались симметричные вибрации двигателя и хвостового оперения, что приводило к разрушению конструкции. Проблема была решена креплением дополнительной усиливающей пластины на хвостовую часть фюзеляжа. Вновь начались поставки самолета в боевые части.

Всего к началу «Барбаросса» в истребительной авиации на Восточном фронте находилось 440 боеспособных Bf.109F.

Уже после снятия с вооружения истребительных гpупп люфтваффе Bf.109F поступили на вооружение германских союзников. Так 15 Bf.109F-4 из JG 26 были переданы в 1942 г испанцам.

Много планеров Bf.109F использовалось для различных исследовательских работ. Один Bf.109F-2 (№ 9246) использовался для испытаний с четыремя пусковыми EG 65 под 73-мм ракеты «Рейнметалл-Борзиг» RZ 65. Их можно было использовать залповым огнем по наземным целям и плотному строю бомбардировщиков, но сложность установки и большое воздушное сопротивление не позволили продолжить работы.

Вернуться к оглавлению раздела о самолетах