«Авторианский» / Энциклопедия / Самолеты / Messerschmitt Bf.109D
Танки Самолеты Артиллерия Техника

Messerschmitt Bf.109D

Messerschmitt Bf.109D
Общий вид немецкого истребителя Messerschmitt Bf.109D

Messerschmitt Bf.109D
Устройство самолета Messerschmitt Bf.109D

Messerschmitt Bf.109D
Схема самолета.

Характеристики

Масса Пустого — 1800 кг;
Взлетная — 2425 кг
Длина 8,55 м
Размах крыла 9,85 м
Площадь крыльев 16,40 м2
Двигатель Daimler-Benz DB 600Aa
Мощность 986 л.с.
Скорость У земли — 475 км/ч;
На высоте 4100 м — 570 км/ч
Потолок практический 10000 м
Дальность полета 560 км
Вооружение 2×7,9-мм пулемета MG 17;
1×20-мм пушка MG FF/M (на первых образцах)

Описание

С самого начала работ по Bf.109 планировалась установка на него двигателя DB 600 — 12-цилиндрового, типа перевернутой V, жидкостного охлаждения, работа над которым началась на «Даймлер-Бенце» в 1932 г.

В самом деле, первоначальные требования воздушного штаба предусматривали взаимозаменяемость двигательных установок DB 600 и Jumo 210. Еще в июне 1937 г на Bf.109 V10 двигатель Jumo 210G заменили на DB 600Аа. Таким образом он стал первым опытным самолетом Bf.109D. Правда, в рождении последнего эта опытная машина сыграла мало роли, так как была разбита в Цюрихе. V11, V12 и V13 (первоначально последние предсерийные Bf.109B) были оснащены новым двигателем.

Bf.109D был по сути промежуточным решением в ожидании поступления Bf.109E с двигателем DB 601, хотя и имел характеристики гораздо более высокие, чем вариант с Jumo 210. Тому были три причины. Главной из них было то, что с самого начала — с 1933 г люфтваффе делали основную ставку на бомбардировочную авиацию, которую следовало создать как можно скорее, чтобы избежать возможного противодействия немецкому вооружению со стороны Англии и Франции. Таким образом приоритетными были поставки DB 600 для «Хейнкеля» Hе 111. К 1938 г взгляды переменились, а двигатель DB 600 уже заменялся в производстве на DB 601. В результате немецкое руководство решило ограничиться выпуском небольшого числа Bf.109D под двигатель DB 600, а основной упор сделать на Bf.109E с двигателем DB 601.

Всего было выпущено меньше 200 Bf.109D. Кроме того двигатель DB 600 был не особо доведенным, и тем более не годился для одномоторного истребителя из-за недостаточной надежности.

Все нововведения в двигателе DB 601 потребовали длительной доводки, а решение о снятии с производства DB 600 было уже принято. Как следствие, к концу 1938 г. DB 601 фактически еще не было в достаточном количестве, а производство DB 600 еще еле теплилось. Так что Bf.109 с Jumo 210 оставался в производстве на шесть месяцев дольше, чем планировалось.

Небольшая установочная партия Bf.109D с DB 600Aa была заказана в конце осени 1937 г. Подобно установочной партии В-серии все они получили номера «ферзух», но послужили для доводки уже самолетов серии «Е». Так Bf.109D-01 и D-02 стали Bf.109 V14 D-IRTT и Bf.109 V15 D-IPHR. Вслед за ними со сборочной линии стали сходить Bf.109D-1, поставки которых в 1-ю группу 131-й истребительной эскадры начались весной 1938 г.

Брони никакой не было. Вооружение состояло из двух 7,9-мм пулеметов MG 17 с 500 патронами на ствол и 20-мм пушки MG FF/M со 160 снарядами. Пулеметы были установлены перед кабиной и синхронизированы для стрельбы через винт, а пушка монтировалась непосредственно на картере двигателя и стреляла через кок винта, что эффективно снижало ее отдачу. Позже было установлено, что MG FF оказалась не совсем подходящей для такой установки и ее на Bf.109D-1 не ставили, а боезапас MG 17 увеличили до 1000 патронов на ствол. Более мощным был вариант Bf.109D-2 с еще двумя крыльевыми MG 17, а Bf.109D-3 имел две крыльевые MG FF, но они не выпускались серийно в ожидании готовности Bf.109E.

В целом управляемость Bf.109D-1 была аналогичной истребителю с Jumo 210, несмотря на заметное увеличение веса и, как следствие, радиуса виража. Управляемость на больших скоростях несколько ухудшилась, а в остальном все было отлично. Взлет с опущенными на 20° закрылками был чрезвычайно коротким. Летные данные на высоте были хорошими, хотя самолет имел очень большую скорость сваливания. Сваливание происходило без попадания в штопор, при этом самолет предупреждал о приближении к опасному режиму тряской элеронов. Элероны были связаны с закрылками и зависали на 11° при выпуске последних. Большая носовая центровка балансировалась сменой угла установки стабилизатора, который варьировался от +3° до -8°.

Боевая карьера Bf.109D-1 оказалась короткой, как и его производство, хотя до снятия с вооружения в конце 1940 г самолет побывал в довольно большом числе частей. Bf.109D-1 поступил на вооружение 1-ой группы JG 131 в Йесау весной 1938 г. До начала польской компании эта группа сменила свои Bf.109D на Bf.109E. Недолго Bf.109D-1 служили в I/ZG 1 (бывшей 1-й группы 141-й эскадры тяжелых истребителей) в Ютербог-Дамме. Весной и летом 1939 г их заменили на Bf.110. Дольше истребитель служил в 2-й и 26-й эскадрах «охотников».

Bf.109D-1 использовались в ПВО северной Германии до середины 1940 г, после чего они окончательно были сняты с вооружения.

Вернуться к оглавлению раздела о самолетах